Меню
Разделы
Религия [4]
Государство [2]
Общество [27]
Культура [31]
История [11]
Новости организации [4]
Архив
Соц. сети
Наш опрос
Нужен ли сайту форум?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Нас читают
/free counters
Каталоги
Top.Riall.ru Топ100- Общественные науки
Главная » 2009 » Ноябрь » 29 » Открытое письмо гражданам России в защиту иконы «Богоматерь Одигитрия» начала XIV века из собрания Государственного Русского Музея
01:12
Открытое письмо гражданам России в защиту иконы «Богоматерь Одигитрия» начала XIV века из собрания Государственного Русского Музея

25 ноября 2009 г. в Государственный Русский музей поступило письмо из Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительногоискусства Р. Х. Колоева. В письме указано, что Департамент «считает возможным передачу иконы «Богоматерь Одигитрия» в религиозную организацию сроком на один год».

Прежде всего, мы не можем рассматривать данное письмо как юридическое основание для дальнейших действий музея. Любое решение о передаче древнего и уникального памятника из государственного хранения должно осуществляться на основании целого ряда регламентирующих документов, в первую очередь, – решения расширенного реставрационного совета с участием ведущих специалистов страны.

Считаем своим долгом объяснить гражданам Российской Федерации, о какой иконе идет речь в письме Министерства культуры и в какую именно религиозную организацию Русскому музею предписано её передать.

Икона «Богоматерь Одигитрия», так называемая «Корсунская», является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как иконы и фрески Джотто, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева.

«Богоматерь Одигитрия» (инв. № ДРЖ-2093) ввиду аварийного состояния её сохранности была передана в Государственный Русский музей в 1936 г. из Торопецкого краеведческого музея. В 1937 г. в реставрационной мастерской музея икона освобождена от поздних записей и слоев олифы и установлено, что она написана псковским мастером раннего XIV в.

Деревянная основа иконы имеет утраты, подвижные части и разновременные «чинки». Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям. Красочный слой и золото сильно потерты, имеют многочисленные утраты, выбоины и очень развитый кракелюр. Лики Христа и Богоматери при реставрации были вынуждены оставить под слоем записи и темной олифой ввиду отсутствия под ними первоначальных изображений. В силу ветхости и сложного состояния сохранности, деревянная основа и красочный слой иконы неоднократно укреплялись в реставрационных мастерских Русского музея. В настоящее время икона находится под постоянным наблюдением музейных специалистов: реставраторов, хранителей и климатологов.
Малейшие изменения температурно-влажностного режима, пагубно влияют на состояние красочного слоя, связующего и, особенно, золотого фона и ассиста, поэтому её перемещения даже внутри музея ограничены. В связи с этим, возникла необходимость перенести икону из залов постоянной экспозиции, неизбежно подвергающейся таким изменениям, в щадящие условия музейного хранилища, где обеспечивается стабильность климатического режима. Икона доступна для специалистов и верующих, но никогда не покидала стен Русского музея.

Подобно многим древним иконам, имевшим непростую судьбу, «Богоматерь Одигитрия» исторически имеет крайне сложное состояние сохранности. Никакие достижения реставрационной науки – ни сейчас, ни в будущем – не смогут это состояние радикальным образом изменить. В подобных случаях речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений – при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией. Какое-либо перемещение иконы невозможно.

Из текста официального письма Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации №2251-05-23 следует, что местом пребывания древней «Богоматери Одигитрии» XIIIXIV вв. определена местная религиозная община церкви Александра Невского частного элитного коттеджного посёлка «Княжье озеро» Истринского района на Ново-Рижском направлении Московской области.

Таким образом, уникальная древняя икона XIIIXIV вв. изымается из государственного национального музейного фонда, и передается местной негосударственной организации. Отметим также, что церковь Александра Невского, о которой речь идет в письме Министерства культуры в настоящее время в процессе строительства, и ко дню освящения (5 декабря 2009 г.) это будет совершенно новое, не имеющее стабильного климата, здание.

Русский музей постоянно содействует восстановлению и украшению храмов России. Так, только в храмы Санкт–Петербурга и епархии безвозмездно было передано более двухсот икон. Отреставрированы домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка, куда музей готов поместить икону «Богоматерь Одигитрия». Подобный опыт есть у Третьяковской галереи, где чудотворная икона Богоматери Владимирской XII в. хранится в Никольской церкви.

Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в «Княжьем озере». В подобной ситуации в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии в Русском музее был исполнен точный список с иконы «Богоматерь Одигитрия» одним из лучших иконописцев-копиистов России Н. Г. Богдановым и передан Высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, где занимает почётное место и почитается верующими как истинная православная святыня.

Такое решение кажется верным, поскольку оно наиболее точно отражает традиции православной культуры, рассматривающей почитаемый список или копию, как подобие оригинала (первообраза).

            Сотрудники отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея

Сосновцева И. В. ст.н.с., хранитель
Шалина И. А. вед.н.с.
Пивоварова Н. В. вед.н.с., хранитель
Вилинбахова Т. Б. вед.н.с.
Федосеева М. В. ст.н.с., хранитель
Клюканова О. В. ст.н.с., хранитель
Бурыкина А. П. н.с.
Мальцева А. А. ст.н.с., хранитель
Лизогуб Н. И. н.с.
Бочнева Е.В. лаборант
Бухман С.М. вед.н.с.
Петренко Т.А. ст.н.с., хранитель
Заикина А.Е. лаборант.
Макарова А. А. ст.н.с., хранитель
  
27 ноября 2009 г.

СПРАВКА

Икона Торопецкой Божией Матери – Богоматерь Одигитрия, именуется ещё "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской". Эти названия связаны с местами пребывания или почитания этой святыни. Название "Торопецкая" происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь.

Это одна из самых старых икон, которая датируется предположительно XII–XIV вв., авторство приписывается то византийскому мастеру, то русскому – полоцкому, смоленскому или псковскому. Специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, со временем древний образ был утрачен и в начале XIV века восстановлен псковским иконописцем. По данным реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не сохранился.

История образа начинается в конце XII в., когда, по преданию, икона была принесена на Русь святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия. С юных лет избравшая путь подвижничества, она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Евфросиния отправила владыкам Второго Рима – императору Мануилу Комнину и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу гонца с богатыми дарами, и они преподнесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. Образ, доставленный из Эфеса в Константинополь, был привезён затем в Полоцк и в 1173 г. торжественно установлен в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы.

До конца XVI в. икона стояла в монастырском храме Богородицы. В 1579 г., после захвата Полоцка войсками Стефана Батория, икона пропала из поля зрения историков. В XVII в. она появилась в Торопце. Появление Эфесской Богоматери в Торопце связывается со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава, якобы получившей святыню в качестве благословения на брак. Венчание состоялось в городе Торопце в 1239 г. В память об этом константинопольский образ был перенесён туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.

В Торопце икону стали называть Корсунской; по легенде Эфесская икона по пути из Константинополя в Полоцк, якобы по просьбе жителей древнего города Корсунь (Херсонес), стояла в одном из его храмов в течение года.

До 1920-х гг икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. После закрытия собора икона была передана в местный краеведческий музей.

В 1930 г. икону передали на постоянное хранение в Государственный Русский музей. Один из старейших экспонатов Русского музея хранится в фондах и не выставляется из-за его хрупкости и опасности окончательной его утраты.

В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства Сергея Шмакова из "Сапсана", несколько раз обращалась к властям с просьбой о передачи ей иконы, однако ответа не получала.

Предыдущий скандал, связанный с выдачей иконы из музея в храм, разгорелся в прошлом году, когда Троице-Сергиева лавра пыталась получить в Третьяковской галерее "Троицу" Андрея Рублёва для совершения торжественного богослужения. Тогдашний директор Третьяковки Валентин Родионов после долгих препирательств ответил отказом. В июле 2009 года он был отправлен в отставку.


Категория: Общество | Просмотров: 1015 | Добавил: DarkBrah | Теги: Русский музей, Корсунская, Эфесская, Икона, Богоматерь Одигитрия, икона Торопецкой Божией Матери, Полоцкая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ПОЭЗИЯ
Партнёры
Участвуй!
платные опросы
Время

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Хозрасчёт
Друзья сайта
  • Недвижимость, ремонт
  • Дом краски Георгия Селезнёва
  • Кабинет Машкова Юрия
  • Марьяна шептунья

  • © 2024 Культурное наследие Руси
    Дизайн DarkBrah