"Сегодня все мы становимся свидетелями массового уничтожения
исторической застройки Рязани. Это не просто следствие строительного
бума или безответственного отношения к историческому, культурному
наследию. Это отсутствие понимания ценности той среды, в которой
мы живем, особого городского пространства, сложившегося как результат
большого исторического опыта предыдущих поколений" - из открытого письма представителей культурной общественности Рязани губернатору Рязанской области
Олегу Ковалёву.
В
продолжение этой темы предлагаем вашему вниманию интервью, которое
сегодня дал "Культурному Наследию Руси" Алимов Г.Н., руководитель
компании "Стильный дом":
- Геннадий Николаевич, как Вы оцениваете обновление
центра нашего города?
- Я очень люблю свой город и всегда переживаю, когда
наш город, особенно его исторический
центр, начинают активно осваивать. Пришли амбициозные люди, которые решили
создать свой образ Рязани, а, кроме того, в исторический центр стал вторгаться
инвестор. Вторгаться по одной причине — из-за стоимости земли.
- А нужны ли в центре города, старые ветхие дома, не
уродуют ли они центр города?
- Как можно говорить об этом? Это наша история, память.
Надо думать о том, как сохранить старые дома города, не только памятники федерального
значения, но и памятники истории, те самые дома XVII-XX вв., которые и определяют
своеобразие центральных улиц нашего города.
Мы стоим на пороге новой исторической эпохи. Время
безнаказанности и варварства проходит, и главным архитекторам и художникам
города придётся ответить за искажение и снос памятников истории и архитектуры
на улицах Щедрина, Свободы и других.
- Какие проблемы реставрации и консервации существуют
на данный момент?
- Как известно, настоящую ценность памятника составляют
только подлинные элементы и слои. Именно они нуждаются в консервации,
восполнении. В Европе преобладает именно консервация памятников, в то время как
реставрация (то есть, вмешательство в объект) очень редка.
Финансово-экономическая ситуация, возможности проведения реставрации,
степень сохранности объекта — с этого и начинается выбор того или иного технологического
процесса.
Неверно выбранная технологическая система — путь к утрате
памятника. Причём, главным образом, это не ошибки в деятельности
профессионалов, а выполнение работы некомпетентными организациями.
- Давайте поговорим о Вашей любимой теме, о лепнине,
как обстоят дела с реставрацией лепнины?
- К сожалению, практически все элементы, составляющие
лепной декор зданий, реставрируются только
в процессе ремонтов фасадов, несмотря на их, иногда аварийное, состояние.
Ещё одной немаловажной проблемой, связанной с реставрацией
лепнины, является тот факт, что реставрацию фасадов ведут строительные фирмы,
которые относятся к декору здания, как к части фасада, что наносит немалый
ущерб декоративным элементам. Зачастую реставрацию декоративных элементов
производят специалисты, не имеющие достаточной квалификации для реставрации
таких деталей. Реставрация декоративных элементов связана и со сроками,
отведенными на ремонт фасадов, так как чаще всего не учитывается количество
расположенного на фасаде декора и сложности, связанные с его реставрацией.
Иногда, при проведении реставрационных работ, плохо
сохранившиеся лепные декоративные
элементы
уничтожаются, а на их место ставят новоделы, выполненные из других
материалов, например, пенопласта и полиуретана, что крайне недопустимо.
Поэтому необходимо подобную работу доверять профессионалам.
Наша компания «Стильный дом», специализируется на изготовлении, монтаже и
реставрации лепных изделий. У нас есть своя производственная мастерская,
экспозиция, штат высокопрофессиональных сотрудников.
За это время собрана большая коллекция, которая насчитывает
более тысячи высокохудожественных образцов. Мы используем как старые
технологии, так и новейшие достижения в области изготовления, реставрации и
консервации лепного декора.
В дальнейшем я
предлагаю разработать Программу по
хранению фасадов и лепного декора
интерьеров памятников истории и архитектуры (как это сделано в Петербурге, но
ещё не сделано в Центральных исторических городах), в которой мы учтём все
скульптурно-декоративные элементы фасадов, которые, являясь их частью,
одновременно с этим, сами по себе, являются памятниками, и требуют к
себе особого квалифицированного научно-реставрационного подхода.
Интервью: Машков Ю.Н.
|