Меню
Разделы
История [7]
Общество [7]
Культура [7]
Соц. сети
Наш опрос
Нужен ли сайту форум?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Нас читают
/free counters
Каталоги
Top.Riall.ru Топ100- Общественные науки

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

После Янтарной комнаты - янтарная икона
Татьяна Сергеева, искусствовед, Петербург

Кто не слышал о Янтарной комнате? Вопрос риторический. Да и саму историю бытования легендарного шедевра в Екатерининском дворце, его похищения нацистами в период второй мировой войны и воссоздания усилиями реставраторов Царскосельской янтарной мастерской знают многие.

В ходе работы над янтарным проектом мастера - камнерезы сумели вернуть из небытия искусство художественной обработки янтаря, утраченное в годы войны. Напомню, что это искусство - немецкое, русским мастерам ранее незнакомое. Поскольку добывали янтарь в Восточной Пруссии, то и янтарное дело расцвело именно там. Кенигсберг и Данциг стали главными «янтарными» городами.

Изучение приемов обработки янтаря началось с работы со старинными янтарными предметами. Они по счастью сохранились в коллекциях Екатерининского и Павловского дворцов-музеев, Эрмитажа. Янтарь стоил дорого, и нередко эти предметы попадали в Россию как подарки русским царям, приобретались из средств казны. Чудесные ларцы, шкатулки, коробочки из янтаря, выполненные в 16-18 веках, предметы религиозного назначения- кресты, дарохранительницы, распятия из музейных фондов становились для камнерезов объектами тщательного изучения и часто- реставрации.

В ходе воссоздания Янтарной комнаты, набирая опыт и обретая творческую свободу в работе со сложнейшим и капризным материалом, каким является янтарь, мастера размышляли о вариантах его дальнейшего творческого использования. Подумали об иконе из янтаря. Мягкость и пластичность линий православной иконы, ее глубокая эмоциональность оказались необычайно созвучны возможностям материала. Так сложилась серия православных янтарных икон, а вместе с ней - новый самостоятельный жанр, относящийся к церковному искусству малых форм и ставший «ноу-хау» мастерской. Ранее янтарную икону не знали.

Первое признание пришло, когда в 90-е годы, задолго до завершения Янтарной комнаты мастерская выполнила иконы для молельной комнаты президентских апартаментов в Кремле. Тогда специалисты заговорили о замечательном опыте соединения древнерусских традиций и старых немецких технологий.

Прекрасные образы русских святых выстраивались на деревянной основе в янтарной мозаике, при использовании строгих профилей и тонких гравировок, контрастов прозрачного и непрозрачного янтаря, низкого рельефа. Мастера долго искали верное цветовое решение для каждого изображения. При этом лики святых, их руки выполнялись из кости мамонта.

О янтаре говорят, что это теплый материал. И действительно, его тепло, его мягкий цвет помогают мастерам выразить то главное, что православная икона должна нести людям, - идеи милосердия и сочувствия.

Иконы и религиозные нагрудные украшения из янтаря находятся в собраниях известных деятелей православной церкви. Все чаще иконы заказываются священниками и церковными общинами. Янтарное искусство, воссозданное петербургскими мастерами, через янтарную икону входит в обиход православной культуры.

     


  




Источник: http://echo.msk.ru/blog/otja/742770-echo/?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter
Категория: Культура | Добавил: DarkBrah (19.01.2011) | Автор: Татьяна Сергеева, искусствовед, СПб
Просмотров: 892 | Теги: Янтарь, Икона, реглигия, культура, янтарная икона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ПОЭЗИЯ
Партнёры
Участвуй!
платные опросы
Время

Хозрасчёт
Друзья сайта
  • Недвижимость, ремонт
  • Дом краски Георгия Селезнёва
  • Кабинет Машкова Юрия
  • Марьяна шептунья

  • © 2017 Культурное наследие Руси
    Дизайн DarkBrah