2 октября 2010 года мы поехали, в очередной раз, в село Семион разбирать скотный двор, построенный из кирпичей Толпинской церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Работы велись уже третий год, и в этот день их планировалось завершить. Основной объём работ за всё это время был выполнен группой людей под руководством Сергея Родионова. На обращение поехать в Семион откликнулись прихожане Николо-Ямского и других храмов города Рязани. Собралось человек 25, многие приехали на своих машинах.
В Семионе около храма в честь «Боголюбской» иконы
Божией Матери нас встретил и благословил настоятель отец Владимир
Удовенко. Он сообщил, что в фундаменте одного из зданий лежит закладной
камень от церкви. Это рассказал ему местный житель, но как выглядел этот
камень, не описал. Нам было предложено сходить и проверить эту
информацию. Пошли Николай Фролов, Сергей Пасынков и Василий Юрин.
Остальные двинулись на скотный двор.
Кирпичное здание стояло в центре
села. Частично оно было разрушено, другая половина использовалась под
склад. Осмотрев строение, мы не обнаружили белых блоков, которые
находили на скотном дворе. Тогда решили зачистить около стены небольшой
участок, выбранный случайно.
У меня были большие сомнения, что здесь
будут сделаны интересные находки. Ведь другой местный житель указывал
пальцем на фундамент скотного двора и утверждал, что там замурована
икона. Следует отметить, действительно историкам-краеведам была известна
легенда о замурованной иконе великомученицы Параскевы Пятницы.
Фундамент скотного двора почти весь вскрыли, а иконы никакой не нашли.
Единственно, была надежда найти недостающие блоки от Пятницкой церкви.
По расчётам на скотный двор ушло меньше половины церковных камней. Куда
делись остальные – неизвестно, а тут появилась возможность это
проверить.
Вдоль указанной стены местами росли деревья. Подумали:
«Зачем их зря рубить?» Выбрали небольшой участок стены, где не было
деревьев, и стали копать. Примерно на штык лопаты сняли грунт. Белых
блоков не видно. Зато наткнулись на отмостку, залитую цементом, шириной
чуть меньше одного метра. Стали долбить её ломом, надо же посмотреть,
что находится под ней. Сняли слой отмостки, белых блоков не видно.
Решили зачистить вдоль стены, вглубь. Вдруг мы наткнулись на ровный край
какого-то камня. Зачистили получше, и перед нами открылся угол белого
известнякового блока. Копать вдоль всей стены не стали, а решили
посмотреть, где блок заканчивается внизу. Копалось тяжело. В земле была
щебёнка, битые кирпичи, какие-то железные обломки и другой мусор.
Василий
всё это время стоял и смотрел, как мы работаем. Когда откопали чуть
больше половины блока, он неожиданно сказал: «Там что-то нарисовано». Мы
отмахнулись от него: «Да ладно, тебе показалось, это цемент прилип». И
ещё ожесточеннее стали долбить ломом и выкидывать землю. Василий снова
говорит: «Там что-то нарисовано». Мы
вылезли из ямы, чтобы отдохнуть, смахнули грязь с камня, посмотрели и
не поверили своим глазам. Горизонтально на камне выступал рисунок
человека. Чётко виден нимб над головой, борода, руки, одежда. Срочно
позвонили отцу Владимиру. Он тут же приехал, посмотрел и принял решение:
блок надо вынимать и продолжать копать вдоль стены. К нам на подмогу
пришло несколько человек, разбиравших кирпичи на скотном дворе.
Каким-то образом весть о находке иконы быстро разлетелась по селу. Стали подходить люди и смотреть. Некоторые, услышав известие о замурованной иконе, недоумевали: как деревянная икона не сгнила в фундаменте? Но когда подходили, то понимали, что икона – образ святого, вырезанного на камне.
Чтобы не повредить камень решили раздолбить над ним два ряда красных кирпичей и уже потом аккуратно вынуть камень. Принесли молоток и зубило. Работали по очереди три человека, но работа шла медленно. Кирпич оказался очень хорошего обжига. Он не откалывался кусками, а мелко крошился. К тому же молоток был слишком малого веса, и это не позволяло наносить более сильные удары по зубилу. Принесли кувалду. Работа пошла быстрее. В это же время другие работники зачищали землю вдоль стены. Было видно, что ряд белых блоков идёт до угла здания. Но никаких изображений больше не нашли. Наконец блок зашатался, и его вытащили на поверхность. Веником смахнули землю с изображения. У кого были сотовые телефоны с фотоаппаратом – фотографировали камень. Люди подходили и смотрели с удивлением.
Отец Владимир сказал, что камень надо отнести в храм. Но камень
оказался слишком тяжелым и при погрузкемог повредить легковую машину.
Размеры камня: сторона с изображением 53 см х 33 см, длина 31 см.
Увидели рядом на заборе одеяло. Видно оно не один день висело на улице
под дождём. Решили положить камень на него и, взявшись за четыре угла,
нести. Попробовали, одеяло не разорвалось. Так и понесли камень,
периодически останавливаясь для отдыха.
Около храма камень помыли
водой с щёткой. Потом его занесли в храм и поставили, куда указал отец
Владимир – под иконой святителя Василия Рязанского.
Перед отъездом назад в Рязань все сидели уже в маршрутном такси. Отец Владимир передал каждому из нас по несколько кусочков ладана, привезённого из Иерусалима из храма Гроба Господня. В завершении дня мы заехали на источник святой великомученицы Параскевы Пятницы. Желающие искупались, умылись, попили святой водички, набрали с собой.
Материал журнала "Рязанский церковный вестник" № 6 за 2010 год