Кто не слышал о Янтарной комнате? Вопрос риторический. Да и саму историю
бытования легендарного шедевра в Екатерининском дворце, его похищения
нацистами в период второй мировой войны и воссоздания усилиями
реставраторов Царскосельской янтарной мастерской знают многие.
В ходе работы над янтарным проектом мастера - камнерезы сумели вернуть
из небытия искусство художественной обработки янтаря, утраченное в годы
войны. Напомню, что это искусство - немецкое, русским мастерам ранее
незнакомое. Поскольку добывали янтарь в Восточной Пруссии, то и янтарное
дело расцвело именно там. Кенигсберг и Данциг стали главными
«янтарными» городами.
Изучение приемов обработки янтаря началось с работы со старинными
янтарными предметами. Они по счастью сохранились в коллекциях
Екатерининского и Павловского дворцов-музеев, Эрмитажа. Янтарь стоил
дорого, и нередко эти предметы попадали в Россию как подарки русским
царям, приобретались из средств казны. Чудесные ларцы, шкатулки,
коробочки из янтаря, выполненные в 16-18 веках, предметы религиозного
назначения- кресты, дарохранительницы, распятия из музейных фондов
становились для камнерезов объектами тщательного изучения и часто-
реставрации.
В ходе воссоздания Янтарной комнаты, набирая опыт и обретая творческую
свободу в работе со сложнейшим и капризным материалом, каким является
янтарь, мастера размышляли о вариантах его дальнейшего творческого
использования. Подумали об иконе из янтаря. Мягкость и пластичность
линий православной иконы, ее глубокая эмоциональность оказались
необычайно созвучны возможностям материала. Так сложилась серия
православных янтарных икон, а вместе с ней - новый самостоятельный жанр,
относящийся к церковному искусству малых форм и ставший «ноу-хау»
мастерской. Ранее янтарную икону не знали.
Первое признание пришло, когда в 90-е годы, задолго до завершения
Янтарной комнаты мастерская выполнила иконы для молельной комнаты
президентских апартаментов в Кремле. Тогда специалисты заговорили о
замечательном опыте соединения древнерусских традиций и старых немецких
технологий.
Прекрасные образы русских святых выстраивались на деревянной основе в
янтарной мозаике, при использовании строгих профилей и тонких
гравировок, контрастов прозрачного и непрозрачного янтаря, низкого
рельефа. Мастера долго искали верное цветовое решение для каждого
изображения. При этом лики святых, их руки выполнялись из кости
мамонта.
О янтаре говорят, что это теплый материал. И действительно, его тепло,
его мягкий цвет помогают мастерам выразить то главное, что
православная икона должна нести людям, - идеи милосердия и сочувствия.
Иконы и религиозные нагрудные украшения из янтаря находятся в собраниях
известных деятелей православной церкви. Все чаще иконы заказываются
священниками и церковными общинами. Янтарное искусство, воссозданное
петербургскими мастерами, через янтарную икону входит в обиход
православной культуры.