Рязанские памятники архитектуры, построенные в стиле «модерн»,
можно пересчитать по пальцам, а деревянные – так и вообще по пальцам
одной руки. Это здания на улице Садовой и на улице Свободы,
построенные, правда, не полностью в этом стиле, но включающие в себя
его элементы...
И дом №22, расположенный
возле площади Свободы на одноименной улице, от которого рязанцев
поспешили избавить, причем вместе с его соседом – деревянным домом №24.
История этих домов, чего, впрочем, и следовало ожидать от зданий,
которым больше ста лет, любопытна и даже увлекательна.
В начале XX века оба дома принадлежали Александру Ивановичу
Скурховичу (1875-1935). В одном доме он жил сам, в другом принимал
больных. Скурхович был военным врачом Нежинского полка, в составе
которого участвовал в русско-японской войне. Вместе с полком он
вернулся в Рязань, где после демобилизации работал заведующим
кожно-венерологическим отделением губернской больницы, а после
революции – в госпиталях Рязани по своей специальности. В 1907 г. по
приговору военно-окружного суда был лишен чинов, орденов, права
занимать должность на военной и государственной службе и подвержен
трёхмесячному тюремному заключению в «одиночке». Это наказание
последовало, согласно воспоминаниям врача А.И. Герсатора, за публичное
выступление Скурховича в числе 9-и офицеров Нежинского полка (среди
которых был и известный рязанский художник А.А. Киселев-Камский) в
газете «Русское слово» против черносотенства и с критикой армейских
порядков. Помимо всего прочего, Скурхович был еще и членом рязанского
спортивного общества.
Полгода назад жильцов домов №22 и №24 по улице Свободы, некогда
принадлежавших Скурховичу, расселили. За это время здания, понятное
дело, успели превратиться в бомжатники и, соответственно, стать угрозой
для общества – насквозь прогнившим рассадником криминала, которому на
одной из главных улиц города делать нечего. Теперь здесь построят… ну,
понятно, не детский сад, а пятиэтажный жилой дом. Будущая его судьба
представляется настолько же загадочной, насколько таинственными
выглядят выросшие в центре города рязанские новостройки. По вечерам, в
их окнах не горит свет – живет ли там хоть кто-то? На дорогущие
квартиры не находится покупателей или, напротив, их владельцы настолько
богаты, что, имея квартиру в центре города, могут позволить себе жизнь
на загородной вилле? А те здания, что были построены под офисные
помещения? Лишь два примера: дом на улице Свободы, расположенный
наискосок от Наташиного сквера (строительство которого почему-то звучно
именовалось «реконструкцией», хотя на его месте располагался скромный
одноэтажный деревянный домик) и на редкость уродливый даже для Рязани
объект на углу улиц Свободы и Подгорной украшены вывесками: «Сдается в
аренду». Вероятно, и цоколь планируемой пятиэтажки будет предназначен
под «сдачу в аренду», но желающих снимать площади, как мы видим, и
сейчас негусто. И пойдут ли нарасхват квартиры? Захотят ли люди
состоятельные заиметь жилище в шумном, расположенном прямо возле дороги
месте? Простым-то рязанцам квартиру там, конечно, не укупить… Тогда для
кого же поднимется эта, бросающая мощную тень на соседние дома,
пятиэтажка?
Или все же не пятиэтажка? О возведении жилого дома говорили сами
строители, а между тем на сайте строительной компании «Эверест» в
разделе «Объекты» размещена такая информация: «Торгово-офисное здание с
подземной автостоянкой по ул. Свободы 22. Начало строительства —2009
год». http://everest62.ru/objects/svoboda/Только
торгового здания там не хватало – как раз между «Зодиаком» и
безобразным новостроем, который никак не могут сдать под офисы! Так что
непонятно, чему верить: словам строителей или сайту. Сайту не хотелось
бы… Вообще смотреть сайты, связанные с застройкой Рязани себе дороже.
Например, в известном «Электронном каталоге недвижимости Рязани»
значится, что на улице Павлова в непосредственной близости от
знаменитого дома-музея на торги выставлен участок площадью 9,27 соток.
«Участок находится в общей долевой собственности физических лиц. В
настоящее время на участке расположен жилой дом. Стоимость расселения
ориентировочно равна 13 млн. руб». Так-то вот.
Кстати, вне зависимости от того, взгромоздят на месте домов
Скурховича жилое или торогово-офисное здание, при его строительстве
явно придется срубить несколько крупных деревьев, в том числе и вековой
ясень. Общеизвестно, что в Рязани зафиксировано превышение ПДК сразу
нескольких загрязняющих веществ. Неоднократно говорилось и о том, что
полагающаяся по закону на одного человека норма озелененных территорий,
в нашем городе занижена в несколько раз. Деревья же, которые, как и
первоклассникам известно, очищают воздух, продолжают вырубать бравые
строители, исходящие, вероятно, из принципа: хуже всё равно уже не
будет. Увы, будет…
Перечисленные выше проблемы возникают практически при каждом новом
сносе старинного дома в центре Рязани. Данный же случай усугубляется и
иными обстоятельствами. Итак, архитектура «модерна».
Архитектурный стиль «модерн» распространился в европейской
архитектуре в конце XIX – начале XX вв. как реакция на набившие
оскомину классицизм и эклектику. Модерн стоял за использование новых
технологий, отказывался от многих стереотипов прошлого – ордерной
системы, прямых углов, стилизаторства под старину – в пользу
естественных, близких к природным, линиям, архитектурных форм, которые
исходили бы из возможностей новых строительных материалов, зданий,
которые бы органически вписывались в окружающую среду. Парадоксально,
что мало повлиявшие на развитие архитектуры единичные «модерновые»
здания сейчас стали настоящими объектами для поклонения не только
любителей архитектуры, но и просто туристов (чего стоят одни
произведения Антонио Гауди в Барселоне!) Увлечение модерном быстро
пришло в Россию, в том числе и в Рязань, хотя в архитектуре нашего
города этот стиль присутствует довольно скудно и не в чистом виде.
Элементы модерна наличествуют в облике трехэтажного особняка возле
«Атрона» на ул. Ленина,
одном из корпусов медуниверситета на ул. Полонского, Министерстве
здравоохранения Рязанской области, что на ул. Свободы, и в здании ФСБ.
Деревянный модерн – тот вообще представлен всего тремя примерами –
это вышеупомянутые дом на ул. Садовой и два дома на ул. Свободы, один
из которых был на днях уничтожен. Наличники, карнизы,
межкомнатные двери в стиле модерн, изящные оконные переплеты,
оригинальный главный вход, расположенный нетипично для того времени –
посередине здания с круглым окном над дверью – все эти уникальные для
Рязани явления исчезли в считанные дни, причем непонятно ради чего.
Ради «элитного» жилья (ведь в центре города у нас другого не строят)?
Ведь «элите»-то в первую очередь не хватает жизненного пространства. А
рязанцам в последнюю очередь нужны нормальные дворы, просторные улицы,
красота родного города и собственная история. Это все давно известные
факты, и напоминать о них даже как-то неудобно.
Может быть, все было бы не так обидно, не существуй общероссийской
ситуации, коренным образом отличающейся от рязанской. Так, в Ульяновске
два года назад основали первый в России музей архитектуры эпохи
модерна. Несколько лет назад в городе Сарапуле (республика Удмуртия)
открыли выставку, посвященную модерну в местной архитектуре. В
Оренбурге издан альбом «Модерн Оренбурга». В Нижнем Новгороде выпущена
книга «Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде». Существуют
альбомы: «Саратов. Модерн. Архитектура», «Роэпоха и другие интересы. Как недавно
заявил в интервью одному из рязанских телеканалов начальник городского
управления архитектуры Владимир Соловьев: «мы говорим о том, что да, у
нас интересная архитектура деревянная… была. Но с каждым годом
сохранять ее все сложнее и сложнее. <…> Здесь, понимаете, нужно
сохранять, наверное, в другом плане. Сохранять именно фотографии, их
обмеры, сохранить полностью старое лицо города невозможно. Можно также
фильмы какие-то снять о старой Рязани, чтобы оставить это в памяти
рязанцев».
Идея интересна: заменить целые кварталы флешкой со всем ее
содержимым. Сжать пространство города до уровня нулей и единичек, до
цифровой фотографии, для хранения которой нужно так мало места! Хочешь
побывать в милом тебе историческом центре Рязани – пожалуйста, доставай
диск с фильмом и смотри себе на здоровье. Но жить изволь в том месте,
где твоего мнения не спрашивают. И не жалуйся, а смотри для утешения
«фильмы о старой Рязани». Только беда в том, что снять фильм о,
например, «модерновом» доме Скурховича будет очень непросто, ибо
снимать-то уже нечего.
Источник: http://archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=18744&fl=1&sl=1 |