Меню
Разделы
История [7]
Общество [7]
Культура [7]
Соц. сети
Наш опрос
Нужен ли сайту форум?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Нас читают
/free counters
Каталоги
Top.Riall.ru Топ100- Общественные науки

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Троянский конь в лугах рязанской культуры
  Рязань больше не является историческим городом России




«Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения». 
А. Ф. Лосев


Что происходит в культуренашего города? Смута! Ощущение сплошной завесы беспринципного безразличия, бездуховности и полукультуры. Кто-то метнул взгляд на подпись под статьёй.
– А! Бабий!.. Ну!..
Что «ну»?! Прочтите информационные сообщения рязанской прессы за 30 июня – 3 июля.
«Сейчас министерство культуры РФ подготовило проект приказа об утверждении перечня исторических поселений, в который включено всего 40 городов России. При этом Рязанскую область представляет ТОЛЬКО ОДИН ГОРОД КАСИМОВ»(выделено мной. – Авт.) 
Разве не в угоревшем сознании возможен подобный  ход размышлений?


Немедленно звоню историкам. Из пяти ведущих историков Рязани никто не получал приглашения на то заседание «круглого стола», что происходило под началом председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области Елены Геннадьевны Царёвой. 


Из официального сайта правительства Рязанской области узнаю, что 29. 06. 2010 года в Рязанском областном центре народного творчества состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы развития исторических городов Рязанской области». В тексте есть успокаивающая фраза о том, что «…Рязань, Касимов,  Спасск, Скопин, Спасск-Клепики, Ряжск, Михайлов, Шацк имеют статус исторических городов...».


Но воспитанные многочисленными примерами расхождения слов и дел, рядовые жители забеспокоились. Уж не Троянского ли коня собрались выпасать на рязанских лугах участники «круглого стола»?


А как же тогда понимать текст проекта приказа Минкультуры РФ? Где черным по белому напечатано: Рязанскую область представляет  всего лишь один город Касимов. Правда, статья «Что имеем – сохраним», опубликованная в «Рязанских ведомостях» №119, сохраняет определённый оптимизм и не заостряет внимания на возможных последствиях в дальнейшей судьбе Рязани.


Но резонно всё-таки  спросить: «Почему же в столь щекотливой ситуации оказалась власть перед общественностью?» Или  для тех, кто избран или приведён на должность,  привычка повелевать суть нравственный императив, не обсуждаемый теми, кто за пределами власти? Не думаю, что всё дело лишь в одном небрежительном отношении к кому-то. Скорее всего, инерция многолетнего стиля работы всей системы власти в стране, обязывает вписываться в принятые поведенческие и служебные рамки. Но законы диалектики не эластичны, не аморфны. Их жёсткость и принципиальная неумалимость вечна. От того и является сам по себе вопрос: «Почему в нарушении здравого смысла в очередной раз проигнорировано мнение просвещённой общественности?»


Знающие историю, любящие её не только как предмет науки, но как кровно-родное, в данной ситуации не могут не взволноваться и насторожиться: «Не враг ли у порога?». За одно только  последнее десятилетие произошло довольно много  странного в родных рязанских пределах.


Итак.


Маршрут №1 : ПРОГУЛКА ПО МУЗЕЯМ

Известный библиофил Юрий Николаевич Вобликов в 2002 году осуществил свою заветную мечту, подарив городу несколько тысяч книг,  документов, фотографий и много другого, что связывает нас именем С. А. Есенина. Но открывшийся в Рязани по его инициативе литературный музей вскоре исчез,  как исчезает свет петард. В начале была трагическая смерть самого дарителя, за которой и последовало закрытие музея.  У рязанцев остались воспоминания и … вопросы, вопросы, вопросы.  Ну, а в кабинетах, как принято, тишина. 


Имею моральное право  ещё об одной истории рассказать вслух.  Проработав пять лет  в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская», столкнувшись с классическим примером виртуозного владения приёмами кабинетной круговой поруки и сохранения «покоя» служебных мест, вынужден был оставить работу. Став прямым свидетелем бесстыдного разгула тех, на кого государством возложена ответственность за соблюдение законов о труде и других законодательных актов. Пробовал в меру своего гражданского долга и жизненного опыта помочь свести воедино декларируемые заявления своего начальства и кабинетных чиновников с реалиями, но – убедился в тщетности затеи. Помогать той власти,  которая  имеет слабый иммунитет к  соблазнам – чревато потерей собственной чести. Подумать только, до сих пор в галерее остаются те нарушения, на которые в своё время указывали и областная Счётная палата, и областная прокуратура.  Всё затянулось густой ряской болтовни.


Кто выиграл? Конечно те, кто «дурил» власть. А зритель ушёл. Тот благодарный зритель, с которым за пять лет  было проведено  более 1 500 экскурсий и масса иных мероприятий: музыкальных, литературных  вечеров,  научных конференций и фестивалей, к общему сожалению – ушёл. Так происходит со всеми, во все времена, когда приоритеты  перемешиваются по прихоти «верхов» без соблюдения интересов «низов». Чем обернулась видимость наведения порядка для тех, кому поручено было защитить всё конструктивное и полезное? Ничем!  Кто-то, несмотря ни на что, вновь остался в своих кабинетах, кто-то исчез с прежних вершин.  У тех, кто жил слухами до сих пор в душе неуют. Но в залах уже нет той современной молодёжи, с которой рождался азарт общения. Нет учеников школ, не стеснявшихся приносить свои сочинения о полученных впечатлениях в залах галереи.  Из-за капризов и показного кабинетного морализма разрушена отработанная система, созданная прошлым коллективом научных сотрудников, не исключая младший обслуживающий персонал. 


Молодая заведующая, с присущей её поколению смелостью, точно и скоро координировала всю работу, оставляя нам, поколению старшему,  выстраивать работу  по канонам уважения и любви, прежде всего к зрителю.  Только вот искреннего уважения со стороны  людей из кабинетов комитета по культуре к работникам галереи как не было, так и нет. О чём можно говорить, если до сих пор, в нарушении статей «Закона о труде», смотрители, стерегущие действительно художественные сокровища, за свои восьмичасовые рабочие дни продолжают получать 3 900 рублей. И ни кого подобное не тревожит. Устойчиво мнение: «Будьте добры работать в тех условиях, какие созданы и за те деньги, что начисляют. Не устраивает? Ищите другую работу». Невольно напрашивается смысловое продолжение. Подумаешь смотрители, молодёжь,  а теперь  вот и Рязань…  Разве не настораживает  это системное демонстрирование прямого попирания этических норм, если не говорить о большем.


Судьба Рязани – это судьба каждого! Как же можно было обойти, дистанцироваться и пренебречь мнением авторитетных рязанских учёных – историков, членов ВООПИК, профессионалов археологов, хорошо знающих свой предмет краеведов и, конечно же, корпус музейных научных сотрудников?


Однако на том «круглом столе», этаком совете посвящённых, не было никого из вышеперечисленных специалистов.  Странное недоразумение!

Невольно подумал о своеобразной цикличности исторических событий. В декабрьские дни 1237 года Рязань погибла из-за  своего нежелания подчиниться Орде пришельцев.

А современному городу за какие грехи уготовано бесчестие и посрамление? Чья всемогущая воля готова наш город выставить из светоносной залы Отечественной  Славы?


Убежденный телевизором оптимист возразит:


— Нечего волноваться, за «круглым столом» решались вопросы  «целесообразности разработки концепции развития малых городов Рязанской области. Для этого муниципальным образованиям, где есть памятники культуры, необходимо обосновать их историческую и культурную значимость, инициировать включение памятников и исторических мест в различные туристические проекты, что позволит в дальнейшем представлять культурное наследие области на всероссийском уровне, эффективно использовать объекты культурного наследия»...


Но на какие средства, позвольте спросить, будет содержаться и «в дальнейшем представляться культурное наследие области»?


Что-то мутновата идея  развития малых городов, лишённых исторического статуса.


Думаю, тут впору задуматься вот над чем: а не происходит ли размывание культурного слоя с одновременным уничтожением всей корневой системы, веками питавшей на Рязанской земле воинскую славу, науку, культуру, спорт и многое другое, чем в других городах и странах гордятся?


Маршрут №2: ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ

Признаюсь, что с горечью соглашаюсь с доводами современников о потере нашим городом своей былой  внешней привлекательности. Рязань действительно стала иной. И если ранее в провинциальном, по-своему уютном городе, чётко просматривались временные и стилевые различия, то современное обилие архитектурных изысков наводит уныние.


Но это уже следствие  массового вырождения эстетического вкуса, произошедшего за последнее столетие.  Вспоминаются слова первого секретаря обкома КПСС, сказанные им на одном из пленумов: «И до каких же пор эта деревянная рухлядь будет уродовать своим видом лицо города? Когда, наконец, избавимся от построек чуждого нашей идеологии класса торгашей, мещан и иного асоциального сброда?» Тогда многие приубавили свою инициативу в деле сохранения именно деревянного города. Каменным зданиям повезло. О  них заботились городские архитекторы и реставраторы. Следует отметить, что кое-кому из архитекторов удавалось поддерживать «живой дух» и в деревянных постройках. Это время безвозвратно ушло вместе с красотой культуры деревянных домов. 


Современные рязанцы (не все, но многие) уже не хотят признавать могущественную воспитательную силу, заложенную в архитектуре. А ведь архитектура воспитывает поколения! Однообразная обезличенность городских микрорайонов, со всей своей вымороченной инфраструктурой, убогостью дворов и «детских» площадок уже воспитала тип городского обывателя, который, начиная со своей лестничной площадки и до  бесконечности пространств, приучен... мусорить! Всё общее, не моё! Своя квартира. В ней всё организовано и приведено в согласие с собственным вкусом.


Пишу, а самому больно. Но, что поделаешь? Хорошо, что память ещё жива. Помню, как в первые свои приезды в Рязань, это было в начале 50-х годов прошлого века, совсем ещё ребёнком был восхищён, поражен, озадачен. В знойный день был приятно удивлён прохладой подвальной квартирки рязанского сапожника, который жил в районе площади Свободы. Неподалёку находилась усадьба с роскошным домом Херасковых (на фото). Выстроенный в конце 18 – начале 19 века, он до сих пор, несмотря на своё  запустение и полное забвение властями, всё ещё хранит следы былого величия. Зелень роскошного приусадебного сада и стройность деревянного портика восхитили. 


Помню детскую озабоченность: почему такой большой храм по соседству – безлюден? И почему мне тогда он казался знакомым?  Много позже услышу от преподавателя истории искусства А. Н. Молчанова буквально следующее: «В этом храме, что зовётся в народе «Воскресением сгонным», впервые в мировой истории появляются стилевые черты так называемого «Нарышкинского барокко». Эти первые упражнения затем успешно развились в исполинской громадине Успенского собора и камерных, но от этого совсем не  потерявших торжественности постройках Солотчинского монастыря.  Так что, именно в Рязани гением крепостного архитектора Якова Бухвостова была написана яркая страница, в тексте которой были изложены правила нового архитектурного стиля, полюбившегося затем во всём нашем Отечестве».


Куда же делась эта величественная красота, сотворённая гением Бухвостова?


Мешала городскому транспорту, поэтому и снесли!


Снесли! На месте архитектурного шедевра 17 столетия соорудили чудо-чудное –цветочную клумбу с часами! Теперь и часов нет. Вместо них в самом центре пл. Свободы столб – опора для троллейбусной линии. Вещь полезная. Кто спорит?


Но предлагаю, пока не поздно, взглянуть на полусгнивший дом на углу улицы Грибоедова и всё той же площади Свободы. Дом до предела измучен временем и бесхозностью. Но, взглянув, постарайтесь вспомнить пример постройки столь небольшого объёма и такого величественного изящества.


Как появилось подобное совершенство? Очевидно, в силу общей привычки строить ладно, красиво, тем более, рядом с храмом! Место обязывало.

Разговоры о красоте, историзме, былом величии, о неповторимости нашей культуры и  обо всём прочим не прекращаются; а на деле подлинность, историзм тают от жара и зноя бездушия и полукультуры.

Уже в 60-х годах пришлось столкнуться с подлинной  мощью безразличия и формализма, царившего в чертогах  областного и городского отделов культуры.  Помню, растормошил власть и коммунальщиков на предмет сохранения и реставрации, постановку на государственную охрану особо ценных деревянных построек, как буквально проклял себя за чрезмерную активность в этом деле. Власть немедленно распорядилась о проведении ремонта. Коммунальщики рьяно взялись за работу. И вскоре на улицах появились подновлённые дома, с которых резной декор 19 – начала 20 столетий был счищен начисто! До сих пор стоят эти дома-горемыки, являя собой жалкое зрелище домов-сараев.


Но и те постройки, что удалось поставить на госохранный учёт, уберечь от варварского насилия ремонтников, всё же не обошла участь быть оскорблёнными.

Дом 55 по улице Введенской! Красавец дом! Но мало кому ведомо, что выставлен этот дом голым, да ещё и с «фингалом». Его парадное шатровое крыльцо снесено! Роскошь дворового ансамбля уничтожена! Остался лишь резной декор уличного фасада. Ну, и о каком теперь памятнике деревянной архитектуры мы должны рассказывать туристам?

Разрушенные комплексные структуры исчезают навеки! Восстановить их невозможно. Возможна лишь их реконструкция.  Но власть, любящая лишь себя, не скоро дозреет до понимания  о необходимости хранить во всей первозданности честь своих предков. Или все-таки я не прав?..


Маршрут №3: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Да только лишь судьба старинных домов должна волновать нас? Всё тесно взаимосвязано.


В начале своей учительской карьеры я предупреждал о той опасности, что скрывается в привычной беспечности по отношению к массовому выпуску из школ троечников. Так и говорил: «Любимая властью серенькая мышка по кличке «тройка»  в скором времени опустошит в нашей стране все закрома и науки, и культуры.  Мы вынуждены будем искать спасения в иных пределах. Запомните – троечник социально опасный элемент  для  любого государства. Ничего нет страшнее и опаснее полузнания».

Сказал и получил  возможность доживать с вой век в смутное, серое время, в котором здравый смысл сохранения красоты, а следовательно и гармонии во всём, отступает под натиском откровенного хамства, блевотного цинизма духовных извращенцев и ряженых шарманщиков от культуры.

Не торопитесь возмущаться резкостью тона. Я и сам пока не ведаю способов спасения чести любимой Рязани. Вижу только, как большинство торгует своей совестью, нарушая все законы, призванные блюсти интересы страны.


Слышу, как прочитав статью до середины, многие  выдохнут: «Ну, а что сделаешь?»  Неужели  не понятна смертоносная основа в этой фразе? Угрожающе смертоносна она для будущего!


Чем остановить кошмар всеобщего безразличия?


– Наконец-то вы, Александр Николаевич, сами себе под задышку накатили?!


Нет!  Не накатил! Я ведь не случайно для эпиграфа взял слова дорогого мне учителя, величайшего в современной истории философа – диалектика Алексея Фёдоровича Лосева. Он учил:  страдая, набираться сил для борьбы со злом. Сознавая при этом невозможность человека победить окончательно зло, в силу своей греховной природы. Он настойчиво советовал бороться со злом «вопреки отчаянию, всецело доверяя Богу». Такая борьба облегчает собственные страдания и приумножает силы и терпение. Искренняя любовь не мыслится без страдания и борьбы.


Мы не можем кардинально изменить происходящее по законам диалектики, но мы обязаны изменяться в себе самом ради совершенствования себя. Защищая здоровые интересы общества, теряя при этом собственные силы, становишься сильнее духом и счастливее.


В жизни каждый призван о чём-либо свидетельствовать. Кто о чести, кто о бесчестии. В этом и есть наш выбор. Свобода выбора тут налицо. И тут уж никакие исторические артефакты и оправдания дела не меняют.


Все знают что такое «своё и чужое». Например, есть древний Рязанский кремль со всеми своими  храмовыми постройками. Есть и роскошные сокровища музейных фондов, которые в основе своей собирались людьми православными ради сохранения рязанской старины. В расстрельные годы молодой советской власти единственной возможностью уберечь раритеты церковной культуры возможно было лишь одним способом – разместить музейные экспонаты  в зданиях на кремлёвской территории.


В теме статьи вспомнилась стена Спасского монастыря. В 70-х годах в ней были вскрыты захоронения рязанских священников. И в ней же был сооружён общественный туалет. Поистине совершенный вариант использования музейной территории без ущерба для исторической зоны.


Так вот! Отсутствие в пределах рязанского управления культуры ясного понимания этически-нравственных начал в русской национальной культуре и привело к великой смуте. Где? В какой стране атеист имеет право называть церковное имущество «своим»? Равно и где церковь посягала бы на светские памятники, как на свою собственность? Но ведь есть и иное! Сооружённый в 70-х годах памятник С. А. Есенину на древнем  городском погосте действительность собственность атеиста. Но земля, принявшая прах пращуров, ОБЩАЯ! Исторически общая!  Поэтому следует помнить (и власть держащим в первую очередь) об исторической общности.

Позволю себе сделать неожиданное отступление.

Тем, кому не приходилось омыться слезами во время искреннего покаяния, кому не ведано особое состояние радости, возникающей во время святого причастия – с тем человеком почти невозможно говорить о поступках, совершаемых в беспрекословном подчинении совестливым началам христианской морали.

Вот от чего тревожит меня и, небезосновательно, возможность вместе с потерей «исторической значимости» Рязани потерять всю область. Аппетиты соседей ненасытны!

К слову, а куда исчез из списка исторических городов славный своим историческим прошлым «молодший брат Рязани» город Пронск?


По-видимому, угар атеистического скептицизма оставил в наших душах очень жёсткие рубцы. Привыкшие к искусственному поддержанию температурно-влажностного режима, многие из нас уже патологически бояться пребывания на вольном воздухе царства чести и совести. Неуют свободы рождает в них чувство страха, приводящего к социальной истерии и самоубийственным социально-политическим стагнациям.


Вот от чего для подобных функционеров в культуре остаётся лишь выбор безвольного подчинения всем прихотям вышестоящего начальства.


Ну, а всем нам? Нам личное определение: с кем, ради кого живём, трудимся, и что защищаем?


А защищать, по всей видимости, вскоре придётся ту самую историческую ценность, без которой не мыслится история государства Российского. Государства, в котором пределы земель Муромского, Рязанского и Пронского княжеств долгое время оставались здоровым ядром, вокруг которого кристаллизовалось будущее России.  Эти земли по достоинству, словно  драгоценные камни, украшают ожерелье всей Русской истории. 


И всё-таки, из всей доблестной истории Отечества оставляется «статусной бюрократией» 40 исторических городов… Следом должно быть НИ ОДНОГО! Это ужасно.

Статья опубликована в Новой газете №28 от 15 июля 2010 г. Рязанский выпуск
Автор Александр Бабий
Источник: http://novgaz-rzn.ru/nomer15072010_28/37.html


Дополнение к статье:

Проект приказа «Об утверждении перечня исторических поселений»

Дата: 26.03.2010

Министерство культуры
Российской Федерации


Министерство регионального развития Российской Федерации

ПРИКАЗ

Москва

«____»__________2010 г
№_______/_______

Об утверждении перечня исторических поселений

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. № 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны» приказываем:

1. Утвердить перечень исторических поселений согласно приложению.

2. Росохранкультуре (А.В.Кибовский), Департаменту культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России (Р.Х.Колоев) представить в 6-месячный срок предложения по дополнению перечня, указанного в пункте 1 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением приказа оставляем за собой.

Министр культуры Российской Федерации А.А.Авдеев
Министр регионального развития Российской Федерации  В.Ф.Басаргин

Приложение к приказу
Минкультуры России и Минрегиона России
от _____________________
№ ______/______

Перечень исторических поселений

1. г. Арзамас

2. г. Астрахань

3. г. Белозерск

4. г. Великий Устюг

5. г. Верхотурье

6. г. Владимир

7. г. Вольск

8. г. Выборг

9. г. Галич

10. г. Гороховец

11. г. Дербент

12. г. Елабуга

13. г. Елец

14. г. Енисейск

15. г. Зарайск

16. г. Иркутск

17. г. Касимов

18. г. Каргополь

19. г. Кинешма

20. г. Коломна

21. г. Кострома

22. с. Крапивна

23. г. Кяхта

24. г. Осташков

25. г. Плес

26. г. Ростов

27. г. Санкт-Петербург

28. г. Смоленск

29. г. Сольвычегодск

30. ст. Старочеркасская

31. г. Суздаль

32. г. Таганрог

33. г. Томск

34. г. Торжок

35. г. Торопец

36. г. Тотьма

37. г. Тутаев

38. г. Чистополь

39. г. Шуя

40. г. Ярославль


Проект приказа опубликован на сайте Министерства культуры РФ


Категория: Общество | Добавил: DarkBrah (25.07.2010) | Автор: Новая газета
Просмотров: 798 | Комментарии: 2 | Теги: история, рязань, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 PaxPayday  
0
Hey
Tell me please...
Is it possible to reverse diabetes?
Thanks you in advance

1 станислав  
0
Вы поставьте вопрос об удалении предприятий от кремля.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ПОЭЗИЯ
Партнёры
Участвуй!
платные опросы
Время

Хозрасчёт
Друзья сайта
  • Недвижимость, ремонт
  • Дом краски Георгия Селезнёва
  • Кабинет Машкова Юрия
  • Марьяна шептунья

  • © 2024 Культурное наследие Руси
    Дизайн DarkBrah